ОБЗОР РЫНКА СТУПИЧНЫХ ПОДШИПНИКОВ

На сегодняшний день на рынке представлены три типа ступичных подшипников:

  1. Простой ступичный подшипник, для которого нужны запрессовка внутреннего и внешнего колец, смазка и периодическая регулировка. Подшипники первого поколения составляют 65% рынка.
  2. Переходное поколение подшипников ступицы. В таких подшипниках одно из колец соединено с поворотным кулаком или ступицей. Такие подшипники не требуют смазки, что упрощает их эксплуатацию. Подшипники второго поколения - это 15% от всего рынка.
  3. Собранный ступичный узел - третий тип подшипников ступицы. На сегодняшний день таких современных конструкций на рынке 20%.

Российские автолюбители неоднозначно реагируют на эволюцию ступичных подшипников. Если ранее при износе подшипника приходилось менять только сам подшипник, то с переходом на модульную систему под замену идет ступица целиком, с установленным датчиком ABS. Стоимость узла может достигать 10 тысяч рублей. К тому же, подшипники третьего поколения рассчитаны на 500 000 километров пробега в идеальных условиях, как заявляют производители. Но на практике на российских дорогах этот показатель снижается до 70 000 - 100 000 километров.

Руководитель технического отдела ООО «Шэффлер Руссланд» Юрий Александров комментирует это следующим образом: «В идеальных условиях эксплуатации ресурс подшипника ступицы составляет до 500 000 километров. Но такие сроки эксплуатации не достижимы даже в европейских условиях, не говоря уже про Россию. Безусловно, в Европе срок эксплуатации ступичного подшипника намного выше. Там первым из строя выходит левый передний подшипник, поскольку большинство транспортных развязок построено в виде «клевера», при прохождении которого вся нагрузка ложится на переднее левое колесо. В России, наоборот, первым из строя выходит правый подшипник. Это связано с тем, что у нас сильно разбиты обочины дорог и на правый подшипник приходится высокая ударная нагрузка. Мы проводили анализ ресурса подшипников в разных регионах. В Питере, к примеру, подшипник Opel Astra H выдерживает 250 000 километров, а в Саратовской области абсолютно такой же подшипник «ходит» около 60 000 километров. Вот вам яркая иллюстрация того, как состояние дорог влияет на ресурс подшипника ступицы».

Тем не менее с появлением на рынке подшипников второго и третьего поколений на второй план отошли постоянные проблемы автолюбителей:

  • неправильный выбор смазки;
  • попадание влаги в уплотнитель подшипника ступицы.

Преимущества подшипников ступицы третьего поколения:

  1. Кассетные уплотнители - дышащая конструкция, которая пропускает газы из подшипника, но не позволяет влаге и абразиву проникать внутрь.
  2. Оптимально отрегулированный преднатяг подшипника в модулях второго и третьего типа. Это важнейший параметр, который напрямую влияет на ресурс подшипника. Ошибка в 1 Н.м при регулировке ступичного подшипника приводит к снижению его ресурса на 5 000 километров. Поставка предварительно отрегулированного подшипника гарантирует потребителю, что при его установке не будет совершено ошибок, которые негативно повлияют на его ресурс.
  3. Упрощение процесса замены ступицы и ШРУСа — не требуется снимать шаровую опору, достаточно открутить ступичный болт, и полуось готова к снятию. Немаловажный момент состоит в том, что при таком типе соединения ШРУСа и ступицы можно передавать более высокий крутящий момент без увеличения  самих узлов, в силу того, что диаметр зацепления при таком соединении в несколько раз больше, чем при традиционном соединении через вал ШРУСа.

ОБЗОР РЫНКА

Журнал «Трансервис. Автобизнес» провел исследование розничного рынка ступичных подшипников на иномарки. Исследование проводилось методом телефонного опроса розничных магазинов и сборов информации из открытых источников (интернет-магазины). В общей сложности в исследовании приняли участие более 150 торговых точек из разных регионов России. Редакция журнала проанализировала представленность брендов подшипников в трех сегментах рынка. Сегмент японских автомобилей оценивался по  модели Toyota Corolla. Сегмент европейских автомобилей — по Volkswagen Polo. Сегмент корейских автомобилей — по Hyundai Solaris. Для каждой из моделей собраны данные о ценах на передний правый подшипник.

Toyota Corolla

Toyota Corolla

На данном автомобиле на передней оси устанавливается комплект подшипника ступицы колеса. Количество поставщиков, которые представлены на российском рынке, довольно большое, что позволяет говорить о высоком уровне конкуренции. Лидирующую позицию по представленности в торговых точках занимает оригинальный комплект Toyota, который предложат потребителю в 18% торговых точек. Немного отстает от него продукция концерна SKF. На третьем месте с 13% сразу три известных производителя автомобильных подшипников. Это немецкая FAG, французско-японский бренд SNR (который не так давно объединился с японским брендом NTN) и ещё один представитель Германии -  подшипники Optimal. Далее идет многочисленная группа «упаковщиков», которые предлагают свою продукцию в самых разных ценовых сегментах. Что касается цен, то сомнительное лидерство по этому показателю удерживает датский производитель запасных частей Triscan, который крайне слабо представлен на российском рынке. Немногим уступает ему комплект компании FAG. Оба производителя позиционируют свою продукцию дороже, чем стоит на вторичном рынке оргинальный комплект ступицы от Toyota. В эту же группу можно добавить и комплект компании  SNR, который стоит на 1000 рублей дешевле, чем комплект FAG, но все же чуть дороже оригинального. В целом, ведущие участники рынка позиционируют комплект подшипника ступицы для Toyota Corolla в сегменте 7000 — 10 000 рублей. Ниже этой планки опускаются лишь подшипники  компании Optimal и прочие «упаковщики». 

Volkswagen Polo

   Volkswagen Polo

На данном автомобиле стоит подшипник, который меняется в комплекте со ступицей. Лидером в конвейерных поставках является компания FAG. На вторичном рынке по представленности лидирует этот же бренд, но с небольшим отрывом от своих конкурентов. Подшипники ступиц этого производителя были представлены в каждой десятой из опрошенных торговых точек. Впрочем, сопоставимые показатели и у другого немецкого производителя – NK, который оспаривает второе место с известным брендом Ruville, который сегодня, как и FAG, входит в концерн «Шэффлер». 8% торговых точек смог занять бренд Mapco. Следом за ним идет довольно большая группа производителей и «упаковщиков» с минимальным отрывом друг от друга. В этом сегменте рынка можно выделить три ценовых категории. Верхний ценовой сегмент составляют подшипники, средняя стоимость которых превышает 3000 рублей. В этот сегмент входят такие бренды как  Febi,  GKN, SKF, SWAG. Средний ценовой сегмент 2000 — 3000 рублей, наиболее конкурентный. Здесь представлена продукция наиболее популярных брендов: FAG, SNR, IPD, Meyle, Moog, Ruville и других. Нижний ценовой сегмент — 1000 — 2000 рублей — так же довольно сложен. В нём представлено наибольшее количество участников.

Hyundai Solaris

Hyundai Solaris

В сегменте популярного корейского седана нас в первую очередь удивило полное отсутствие как оригинальных подшипников Hyundai, так и продукции других корейских производителей. В целом этот сегмент не отличается высокой конкуренцией. Количество брендов, которые удалось зафиксировать нашим аналитикам в этом сегменте, в два раза меньше, чем в сегменте Volkswagen Polo. Можно выделить и явного лидера — Febi. Продукция этого бренда представлена в каждом третьем автомагазине, который торгует запасными частями на корейские автомобили. На втором месте с солидным отрывом — подшипники FAG. На третьем — ещё один представитель концерна «Шэффлер». Довольно интересную картину мы видим в диаграмме,­ которая иллюстрирует средний уровень цен на подшипник ступицы для Hyundai Solaris. Подавляющее большинство производителей находятся в среднем ценовом сегменте: 2000 — 4000 рублей. Из этого сегмента выбиваются только две торговых марки: SKF, средняя стоимость продукции которого составляет более 6000 рублей, и Optimal, стоимость подшипника составляет менее 1500 рублей.